Воскресенье, 19.05.2024, 16:35
Приветствую Вас Гость | RSS

Портфолио Марины Петровны Тынанав

Категории раздела

Каталог файлов

Главная » Файлы » Мои файлы

Классный час "Да здравствует вежливость!"
02.02.2015, 14:27

Классный час  «Да здравствует вежливость!»

Учитель. Ребята, вы все закончите школу, станете трудиться. Но прежде всего вы должны вырасти настоящими людьми: добрыми , смелыми, отзывчивыми, вежливыми. А этому тоже надо научиться.

Друзья, вот вам на всякий случай
Стихи о школьнике одном.
Его зовут…а впрочем,
Мы лучше здесь его не назовём.

«Спасибо», «здравствуйте», «простите» -
Произносить он не привык.
Простого слова «извините»
Не одолел его язык.

Ему бывает часто лень
Сказать при встрече «Добрый день».
Казалось бы, простое слово,
А он стесняется, молчит,
И в лучшем случае «здорово»
Он вместо «Здравствуй!»  говорит.

А вместо слова «до свиданья»
Не говорит он ничего
Или заявит  на прощанье:
«Ну, я пошёл, пока, всего…»

Не скажет он друзьям по школе
Алёша, Петя, Ваня, Толя.
Своих друзей зовёт он только
Алёшка, Петька, Ванька, Толька.

Учитель. Грубость, неуважительное отношение к людям – признак плохого воспитания. Невоспитанными, злыми , грубыми с родителями, со своими товарищами и совсем незнакомыми людьми бывают не только мальчики, но и девочки.

Любочка.
Синенькая юбочка,
Ленточка в косе.
Кто не знает Любочку?
Любу знают все.
Девочки на празднике
Соберутся в круг.
Как танцует Любочка!
Лучше всех подруг.
Кружится и юбочка,
И ленточка в косе,
Все глядят на Любочку,
Радуются все.
Но если к этой Любочке
Вы придете в дом,
Там вы эту девочку
Узнаете с трудом.
Она кричит еще с порога,
Объявляет на ходу:
«У меня уроков много,
Я за хлебом не пойду!»
Едет Любочка в трамвае –
Она билета не берет,
Всех локтями раздвигая,
Продвигается вперед.
Говорит она, толкаясь,:
«Фу! Какая теснота!»
Говорит она старушке:
«Это детские места».
«Ну, садись!» - вздыхает та.
Синенькая юбочка,
Ленточка в косе.
Вот какая Любочка
Во всей своей красе.
Случается, что девочки
Бывают очень грубыми,
Хотя не обязательно
Они зовутся Любами.
                                                     А. Барто

Учитель. Сейчас вы еще младшие школьники, но уже не малыши. Всем вам  нужно воспитывать в себе привычку заботиться о людях, быть отзывчивыми, внимательными и добрыми к ним. Например, хлопать со всего маху дверью, или хуже того, громко кричать в подъезде дома, где вы живете – это признаки бескультурья. Ведь в любой квартире может оказаться больной человек. А может быть, чьи-то папа или мама отдыхают после работы в ночную смену. Или кто-то напряженно работает, сидя за письменным столом.
Вы скажете, что это мелочи. Но из этих мелочей складывается характер человека. Ребята в школах часто дразнят  толстых и худых детей, высоких или низких ростом. Придумывают различные обидные клички своим товарищам, переделывают их имена и фамилии. И не понимают, что тем самым глубоко оскорбляют их человеческое достоинство. Например,  детей, которые плохо видят, называют «очкариками».

«Четыре глаза».
Глаза у Саши велики,
Но очень близоруки.
Врач прописал ему очки
По правилам науки.
Отшлифовали в мастерской
Два стеклышка на славу,
Потом заботливой рукой
Их вставили в оправу.
Очки вложили мастера
В коробку из пластмассы,
И Сашин дедушка вчера
Их получил у кассы.
Но про очки ребятам все
Известно стало сразу.
Они кричат ему : «Зачем
Тебе четыре глаза?
Саша, Саша – водолаз,
У тебя две пары глаз.
Только ты, очкастый,
Стеклами не хвастай!»
Заплакал Саша от стыда,
Уткнулся носом в стену.
«Нет,- говорит он,- никогда
Очков я не надену!»
Но мать утешила его :
«Очки носить не стыдно.
Все надо делать для того,
Чтоб было лучше видно!
Над теми, кто надел очки,
Смеются только дурачки!»
                                              С. Маршак

Учитель. Воспитанные люди никогда не будут подшучивать над физическими недостатками своих товарищей, смеяться над ними.
А теперь давайте решим несколько задач.

1. Мальчик крикнул прохожему: «Скажите, сколько сейчас часов?»
Обращаясь к прохожему, мальчик сделал 3 ошибки. Какие?
(1.Не кричать, а спокойно спросить: «Скажите пожалуйста, который час?»
2.Не «часов», а «который час»?
3.После ответа взрослого сказать «спасибо»)

2.Одна девочка жаловалась возмущенно маме: «Во дворе мальчишка такой невежа – зовет меня Галька». «А ты как его зовешь?» - спросила мама. «Я его вообще никак не зову» - ответила Галя, я ему просто кричу: «Эй, ты!»
 Скажите, права ли Галя?

3.Два мальчика столкнулись в дверях и никак не могут разойтись. Кто из них должен уступить дорогу, если возраст мальчиков от 8 до 11 лет? ( обычно дорогу уступает тот, кто вежливее)

4.По улице шли двое прохожих. Одному 62 года, а другому 8 лет. У первого в руках было 5 предметов: 1 портфель, 3 книжки и 1 большой сверток. Одна из книг упала.
 «У вас книга упала», - закричал мальчик, догоняя прохожего.
 «Разве?» - удивился тот.
 «Конечно, - объяснил мальчик, - у вас было 3 книги, 1 портфель и пакет – итого 5 вещей, а теперь осталось 4»
 «Я вижу, ты хорошо знаешь вычитание и сложение, - сказал прохожий, с трудом поднимая упавшую книгу, - однако есть правила, которых ты еще не усвоил»
-  Какие это правила? Что должен был сделать мальчик?

Учитель. Ребята, какие  «волшебные» слова вы знаете? Внимательно послушайте стихотворение А. Антонова «Вежлив Витя или нет?»

Малыша обидел Витя,
Но пред школою в строю
Витя просит:
«Извините, я ошибку признаю».
На урок пришел учитель,
Положил на стол журнал.
Следом Витя:
«Извините, я немного опоздал»
Спор давно ведется в классе:
Вежлив Витя или нет?
Разберитесь в споре нашем
И пришлите нам ответ.

- Ну а как вы считаете, вежлив Витя или нет?

На доске плакат «Опрятность, аккуратность в одежде».

Учитель.  Чтобы выглядеть всегда аккуратным, ты должен уметь почистить свой костюм, платье, погладить ленты, вычистить  обувь, пришить пуговицы, выстирать носовой платок.

«Пуговица»             (В. Осеева)
У Тани оторвалась пуговица. Таня долго пришивала ее.
- А что, бабушка, - спросила она, - все ли мальчики и девочки умеют пришивать свои пуговицы?
- Вот уже не знаю, Танюша: отрывать пуговицы умеют и мальчики, и девочки, а пришивать – то все больше достается бабушкам!»
- Вот как! – обиженно сказала Таня. – А ты меня заставила, как будто сама не бабушка!                       
                                                                                                                                                                                                       
«Неряха»
Тротуар ему не нужен,
Расстегнувши воротник,
По канавам и по лужам
Он шагает напрямик.
Он портфель нести не хочет,-
По земле его волочит.
Сполз ремень на левый бок.
Из штанины вырван клок.
Мне, признаться, непонятно –
Что он делал? Где он был?
Как на лбу возникли пятна
Фиолетовых чернил?
Почему на брюках  глина?
Почему фуражка блином
И расстегнут воротник?
Кто он, этот ученик?
                                                         В. Лившиц
Из истории.
- Откуда пришел к нам обычай снимать шапку, когда входишь в дом?
Этот обычай возник во времена рыцарей, которые постоянно странствовали по стране, облаченные в доспехи. Входя в дом, рыцарь снимал шлем, как бы говоря эти жестом хозяину: «Я не опасаюсь тебя». Суровые времена средневековья прошли, но обычай – входя в комнату, снимать шапку – остался. Этим ты показываешь хозяевам, что уважаешь в дом, в который вошел, уважаешь живущих в нем людей. И это им приятно.
- Откуда к нам пришел обычай – здороваясь, снимать перчатки?
С тех рыцарских времен идет обычай – здороваясь, снимать перчатку с правой руки. Сняв перчатку, рыцарь показывал, что в руке не зажато оружие, что он относится к встречному доброжелательно. И сейчас ты снимаешь перчатку или варежку из уважения и внимания.

Очень  давно появилась книга о правилах поведения юношей и девушек. Называлась она «Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению». Составлена она была Российской Академией наук. Большинство из правил, записанных в этой книге, годятся и сейчас, хотя и написаны они непривычным для нас языком:
«Не хватай первым блюдо и не дуй в жидкое, чтобы везде брызгало».
«Руки твои да не лежат долго на тарелке, ногами везде не мотай, не утирай губ рукою и не пий, пока пищи не проглотишь».
«Над яствою не чавкай, как свинья, и головы не чеши»
«Не проглотив пищи, не говори»

«Очень вежливый индюк»
Объявился в доме вдруг
Очень вежливый Индюк.
Раз по 30 в день, не реже,
Он кричал: «Эй вы, невежи!
Заходите, что ли, в гости –
Поучиться вежливости»
Я и сам,- кричал Индюк,-
Доктор Вежливых наук.
И жена моя – пример
Замечательных манер.
Даже когда спит она,
Видно, что воспитана.
Не стесняйся ты, Осел!
Заходи, садись за стол!
Что же ты молчишь, как Рыба?
Говори: «Приду, спасибо»
Ты не будь свиньей, Свинья,
Ждет тебя моя семья.
Только раньше бы умыла
Ты свое свиное рыло».
Как ни бился он, однако
К Индюку никто не шел –
Ни Корова, ни Собака,
Ни Хавронья, ни Осёл.
Посинел Индюк от злости:
«Не идут, нахалы, в гости»
Зря пропали все труды!
Все они балды – балды!»
И добавил с высоты
Своего величия:
«Не усвоили, скоты,
Правила приличия!»
                                               Б. Заходер

Учитель.  Наш классный час окончен, но мы думаем, не исчезнут настоящие друзья, мужественные и благородные люди, способные прийти на помощь, защитить слабого.

Материал взят из журналов «Начальная школа»: № 11 – 1985;
                                                                                    № 5 – 1986;
                                                                                    № 8 – 1990;
                                                                                    № 1 – 1996

Дополнительные материалы к классному часу.

Вежливый поступок.
Было лето, пели птички….
Павлик ехал в электричке.
Вдруг на станции Фили
Две девчонки в дверь вошли.
Не толкаются девчонки,
Скромно стали в уголке
И беседуют в сторонке
На английском языке.
Павлик понял: «Иностранки!
Это видно по осанке!
Может быть, они туристки!
В первый раз у нас в стране!»
И с трудом он по-английски
Произнес: «Позвольте мне
Пригласить вас на скамью!
Ну а сам я постою..!»
Было лето, пели птички
Две девчонки в электричке
Сели около окна.
- Между прочим, мы москвички,
Улыбается одна.
Павлик крикнул:
-Как же так!
Значит я попал впросак!! –
И теперь не пьет, не ест он!
Посочувствуем ему:
Уступил девчонкам место
Неизвестно почему!
                                               А. Барто

В  театре.
Когда мне было восемь лет,
Я пошла смотреть балет.
Мы пошли с подругой Любой,
Мы в театре сняли шубы,
Сняли теплые платки.
Нам в театре в раздевалке
Дали в руки номерки.
Наконец-то я в балете!
Я забыла все на свете!
Даже три помножить на три
Я сейчас бы не смогла.
Наконец-то я в театре!
Как я этого ждала!
Я сейчас увижу фею
В белом шарфе и венке.
Я сижу, дышать не смею,
Номерок держу в руке.
Вдруг оркестр грянул в трубы
Мы с моей подругой Любой
Даже вздрогнули слегка.
Вдруг вижу – нету номерка.
Фея кружится по сцене –
Я на сцену не гляжу.
Обыскала все колени –
Номерка не нахожу.
Может, он под стулом где-то?
Мне теперь не до балета!
Все сильней играют трубы,
Пляшут гости на балу,
А мы с моей подругой Любой
Ищем номер на полу.
Укатился он куда – то…
Я в девятый ряд ползу.
Удивляются ребята:
- Кто там ползает внизу?
По сцене бабочка порхала –
Я не видала ничего:
Я номерок везде искала
И наконец нашла его.
Но тут как раз зажегся свет,
И все ушли из зала.
- Мне очень нравится балет,-
Ребятам я сказала.
                                                 А. Барто

Урок вежливости.
Медведя лет пяти – шести
Учили, как себя вести:
- В гостях, медведь, нельзя реветь,
Нельзя грубить и чваниться,
Знакомым надо кланяться,
Снимать пред ними шляпу,
Не наступать на лапу,
И не ловить зубами блох,
И не ходить на четырех.
Не надо чавкать и зевать,
А кто зевает всласть,
Тот должен лапой прикрывать
Разинутую пасть.
Послушен будь и вежлив будь
И уступай прохожим путь,
А старших уважай.
И бабушку-медведицу
В туман и гололедицу до дома провожай.
Так мишку лет пяти – шести
Учили, как себя вести….
Хоть с виду стал он вежливым,
Остался он медвежливым.
Он кланялся соседям –
Лисицам и медведям.
Знакомым место уступал,
Снимал пред ними шляпу
А незнакомым наступал
Всей пяткою на лапу.
Совал куда не нужно нос,
Топтал траву и мял овёс.
Наваливался брюхом
На публику в метро
И старикам, старухам
Грозил сломать ребро.
Медведя лет пяти – шести
Учили, как себя вести.
Но видно воспитатели
Напрасно время тратили.
                                    С. Маршак

Категория: Мои файлы | Добавил: tmp
Просмотров: 1166 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Цитаты

Секрет успешного воспитания лежит в уважении к ученику.-Эмерсон Р.

Copyright MyCorp © 2024