Реализация требований Стандарта. Согласно приказу № 373 от 06.10.09 Министерства науки и образования Российской Федерации введен в действие новый образовательный стандарт – Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО или Стандарт). Формальным основанием для введения нового стандарта служит положение Закона «Об образовании», предусматривающее регулярное обновление нормативной базы. А в чем заключаются неформальные основания? Или иначе – в чем смысл введения ФГОС? Ведь именно понимание глубинного смысла того или иного действия помогает определить свою позицию, согласиться или не согласиться с различными его интерпретациями и избежать ошибок при выполнении этого действия. Так в чем же заключается смысл введения нового стандарта? Почему его принято называть стандартом второго или нового поколения? Смысл введения нового стандарта виделся инициаторам его разработки в том, чтобы задать с его помощью такие ориентиры, которые будут способствовать достижению качественно новых результатов образования и указывать основные способы их достижения и, в частности, будут способствовать устранению существующих перекосов в системе образования, когда цель - развитие ребенка – подменяется ограниченным набором средств, сводящихся по существу к знанию ряда фактов, понятий, теорем, законов и т.д., а также знакомству с некоторыми (пусть даже самыми выдающимися) произведениями искусства. В каких «единицах» можно выразить цели общего образования? Если не в номенклатуре учебного материала, то в чем? Инициаторы разработки нового Стандарта предложили выражать эти цели в ожидаемых результатах образования – результатах развития различных способностей учащихся, ответственность за достижение которых разделяется между государством, семьей и школой. Новый Стандарт должен содержать сформулированный согласованный запрос семей, различных сообществ, государства в адрес системы общего образования (начального, основного, среднего полного), представленный как Требования к результатам образования. Кроме того, в состав Стандарта должно быть включено описание условий, обеспечивающих реализацию и достижение требований к результатам образования.
«Три источника» и «три составные части» Стандарта.
Согласно действующему Закону «Об образовании», утвержденный Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования строится как рамочный документ, задающий три системы требований: 1. Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, выступающие как ведущий компонент стандарта (раздел 2 Стандарта); 2. Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования (раздел 3 Стандарта), определяющие, по сути дела, организационно-педагогические условия деятельности системы образования; 3. Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (раздел 4 Стандарта), определяющий ресурсные условия деятельности системы образования. В основе ФГОС начального общего образования лежат три основных источника: 1. Обобщенные согласованные запросы семьи, общества и государства, выраженные в общих положениях стандарта (раздел 1 Стандарта) , и в первую очередь в так называемом «портрете выпускника начальной школы» (раздел 1, статья 8); 2. Фундаментальное ядро содержания общего образования, отражающее представления современной науки, включающее как собственно деятельность по получению нового знания, так и ее результат – сумму знаний, лежащих в основе современной научной картины мира, и выраженное в требованиях к структуре и результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования; 3. Идеологические воззрения, отражающие ценностно-смысловые ориентиры и выраженные в концепции духовно-нравственного воспитания.
Стандарт как общественный договор.
Ведущим компонентом в структуре Стандарта становятся Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального образования. Отношение к Стандарту как к договорной норме предопределяет и характер взаимоотношений между участниками образовательного процесса. Они должны строиться как партнерские отношения на договорной основе с указанием взаимных прав и взаимной ответственности сторон. Государство и органы управления образованием несут ответственность за соответствие конечных результатов образовательного процесса социальным ожиданиям, за организацию мониторинговых исследований по изучению качества образования как меры этого соответствия, а также за подготовку кадров, за обеспечение образовательного учреждения дидактическими, методическими, финансовыми и иными ресурсами, необходимыми для достижения планируемых результатов образования. Ответственность образовательного учреждения заключается в создании необходимых условий для успешной образовательной деятельности педагогов и детей. Образовательное учреждение обязано гарантировать шанс на успех каждому ребенку. Оно несет также ответственность за выявление и анализ непосредственных результатов образовательного процесса, за выявление внутренних ресурсов для повышения качества образования. Семья ученика отвечает за использование предоставленного образовательным учреждением шанса на успех, за реализацию своих прав и выполнение своих обязанностей (например, создание дома необходимых условий для обучения) в сфере образования. Эти отношения закрепляются договором (как рекомендуется Стандартом).
Ориентация на конечный результат.
Ориентация на конечный результат – еще одна важнейшая отличительная особенность нового Стандарта. В чем и как она выражена в тексте Стандарта? Во-первых, в обобщенном портрете выпускника начальной школы, посредством которого указываются те особенности и качества личности, которые необходимо формировать и развивать средством учебной деятельности в приоритетном порядке. В Стандарте указан и основной путь достижения этих результатов – формирование учебной самостоятельности младших школьников. Достижение той задачи возможно, если учебный процесс нацелен на становление ученического сообщества – групп детей, объединяемых и объединяющихся для совместной учебной деятельности. Следующий шаг в конкретизации портрета выпускника, который делается в Стандарте , - это определение ведущих целевых установок изучения различных сквозных междисциплинарных программ и программ по отдельным учебным предметам. Они-то, как раз, и задаются разделом 2 Стандарта «Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования» и конкретизируются далее в сопровождающих стандарт документах – в «Планируемых результатах освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования» и в «Системе оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования». Ориентация ФГОС на реализацию парадигмы деятельностного развития – одна из важнейших особенностей введения нового образовательного стандарта. Основным результатом такого обучения становится развитие личности школьников на основе «включения» в учебную деятельность, обеспечивающего их активное и осознанное участие в этой деятельности, направленной на овладение системой универсальных и предметных учебных действий, прежде всего с изучаемым учебным материалом. ФГОС устанавливает три группы таких результатов и соответствующих им учебных действий: личностных, метапредметных и предметных. Овладение личностными действиями предопределяет формирование и развитие готовности и способности школьников к смыслообразованию, к самоопределению , к приобретению системы ценностно-смысловых ориентаций. Овладение метапредметными действиями предопределяет формирование и развитие готовности и способности школьников к самоорганизации и саморегуляции, к коммуникации и к самостоятельной познавательной деятельности. При том освоенные метапредметные действия выступают как основа овладения предметными универсальными (общенаучными, межпредметными) знаниями и умениями, как основа овледения ключевыми компетентностями, умением учиться. Овладение предметными действиями предопределяет формирование и развитие готовности и способности школьников к решению разнообразных учебно-познавательных и учебно-практических задач путем как освоения системы основополагающих элементов научного знания, так и приобретения опыта получения нового знания, преобразования и применения знаний, сущностным элементом которого наряду с учебными действиями, специфическими для данного предмета, являются в том числе и универсальные учебные действия. Тем самым в новом стандарте происходит определенное смещение акцентов в расстановке приоритетов от вопросов «Чему учить?» к вопросам смыслов образования (Ради чего мы изучаем ту или иную программу) и проблемам технологий обучения (Как учить , чтобы добиваться реализации и достижения Требований Стандарта?)
Система документов, обеспечивающих функционирование Стандарта.
В соответствии с требованиями Стандарта основными составляющими являются: - планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования; - учебный план начального общего образования; - программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования; - программы отдельных учебных предметов, курсов; - программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования; - программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни; - программа коррекционной работы. - система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
|