Воскресенье, 19.05.2024, 20:16
Приветствую Вас Гость | RSS

Портфолио Марины Петровны Тынанав

Категории раздела

Каталог файлов

Главная » Файлы » Мои файлы

Доклад "Три источника" и "три составные части" Стандарта.
18.03.2014, 18:54
Реализация требований Стандарта.
     Согласно приказу № 373 от 06.10.09 Министерства науки и образования Российской Федерации введен в действие новый образовательный стандарт – Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС  НОО  или Стандарт).
     Формальным основанием для введения нового стандарта служит положение Закона «Об образовании», предусматривающее регулярное обновление  нормативной базы. А в чем заключаются неформальные основания? Или иначе – в чем смысл введения ФГОС? Ведь именно понимание глубинного смысла того или иного действия помогает определить свою позицию, согласиться или не согласиться с различными его интерпретациями и избежать ошибок при выполнении этого действия.
     Так в чем же заключается смысл введения нового стандарта? Почему его принято называть стандартом второго или нового поколения?
     Смысл введения нового  стандарта виделся инициаторам его разработки в том, чтобы задать с его помощью такие ориентиры, которые будут способствовать достижению качественно новых результатов образования и указывать основные способы их достижения и, в частности, будут способствовать устранению существующих перекосов в системе образования, когда цель -  развитие ребенка – подменяется ограниченным набором средств, сводящихся по существу к знанию ряда фактов, понятий, теорем, законов и т.д., а также знакомству с некоторыми (пусть даже самыми выдающимися) произведениями искусства.
     В каких «единицах» можно выразить цели общего образования? Если не в номенклатуре учебного материала, то в чем?
     Инициаторы разработки нового Стандарта  предложили выражать эти цели в ожидаемых результатах образования – результатах развития различных способностей учащихся, ответственность за достижение которых разделяется между  государством, семьей и школой.
     Новый Стандарт должен содержать сформулированный согласованный запрос семей, различных сообществ, государства в адрес системы  общего образования (начального, основного, среднего полного), представленный как Требования к результатам образования. Кроме того, в состав Стандарта должно быть включено описание условий, обеспечивающих реализацию и достижение требований к результатам образования.

«Три источника» и «три составные части» Стандарта.

     Согласно действующему Закону «Об образовании», утвержденный Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования строится как рамочный документ, задающий три системы требований:
1. Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, выступающие как ведущий компонент стандарта (раздел 2 Стандарта);
2. Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования (раздел 3 Стандарта), определяющие,  по сути дела, организационно-педагогические условия деятельности системы образования;
3. Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (раздел 4 Стандарта), определяющий ресурсные условия деятельности системы образования.
     В основе ФГОС начального общего образования лежат три основных источника:
1. Обобщенные согласованные запросы семьи, общества и государства, выраженные в общих положениях стандарта (раздел 1 Стандарта) , и в первую очередь в так называемом «портрете выпускника начальной школы» (раздел 1, статья 8);
2. Фундаментальное ядро содержания общего образования, отражающее представления современной науки, включающее как собственно деятельность по получению нового знания, так и ее результат – сумму знаний, лежащих в основе современной научной картины мира, и выраженное в требованиях к структуре и результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;
3. Идеологические воззрения, отражающие ценностно-смысловые ориентиры и выраженные  в концепции духовно-нравственного воспитания.


Стандарт как общественный договор.

     Ведущим компонентом в структуре Стандарта становятся Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального образования.
     Отношение к Стандарту как к договорной норме предопределяет и характер взаимоотношений между участниками образовательного процесса. Они должны строиться как  партнерские отношения на договорной основе с указанием взаимных прав и взаимной ответственности сторон.
     Государство и органы управления образованием несут ответственность за соответствие конечных результатов образовательного процесса социальным ожиданиям, за организацию мониторинговых исследований по изучению качества образования как меры этого соответствия, а также за подготовку кадров, за обеспечение  образовательного учреждения  дидактическими, методическими, финансовыми и иными ресурсами, необходимыми для достижения планируемых результатов образования.
     Ответственность образовательного учреждения заключается в создании необходимых условий для успешной образовательной деятельности педагогов и детей. Образовательное учреждение обязано гарантировать шанс на успех каждому ребенку. Оно несет также ответственность за выявление и анализ непосредственных результатов образовательного процесса, за выявление внутренних ресурсов для повышения качества образования.
     Семья ученика отвечает за использование предоставленного образовательным учреждением шанса на успех, за реализацию своих прав и выполнение своих обязанностей (например, создание дома необходимых условий для обучения) в сфере образования.
     Эти отношения закрепляются договором (как рекомендуется Стандартом).

Ориентация на конечный результат.

     Ориентация на конечный результат – еще одна важнейшая отличительная особенность нового Стандарта.  В  чем и как  она выражена в тексте Стандарта?
     Во-первых, в обобщенном портрете выпускника начальной школы, посредством которого указываются те особенности и качества личности, которые необходимо формировать и развивать средством учебной деятельности в приоритетном порядке.
     В Стандарте указан и основной путь достижения этих результатов – формирование учебной самостоятельности младших школьников. Достижение той задачи возможно, если учебный процесс нацелен на становление ученического сообщества – групп детей, объединяемых и объединяющихся для совместной учебной деятельности.
     Следующий шаг в конкретизации портрета выпускника, который делается в Стандарте , - это определение ведущих целевых установок изучения различных сквозных междисциплинарных программ и программ по отдельным учебным предметам. Они-то, как раз,  и  задаются разделом 2 Стандарта «Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования» и конкретизируются далее в сопровождающих стандарт документах – в «Планируемых результатах освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования» и в «Системе оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования».
     Ориентация ФГОС на реализацию парадигмы деятельностного развития – одна из важнейших особенностей введения нового образовательного стандарта.
     Основным результатом такого обучения становится развитие личности школьников на основе «включения» в учебную деятельность, обеспечивающего их активное и осознанное участие в этой деятельности, направленной на овладение системой универсальных и предметных учебных действий, прежде всего с изучаемым учебным материалом.
     ФГОС устанавливает три группы таких результатов и соответствующих им учебных действий: личностных, метапредметных и предметных.
     Овладение личностными действиями предопределяет формирование и развитие готовности и способности  школьников к смыслообразованию, к самоопределению , к приобретению системы ценностно-смысловых ориентаций.
     Овладение метапредметными действиями предопределяет формирование и развитие готовности и способности школьников  к самоорганизации и саморегуляции, к коммуникации и к самостоятельной  познавательной деятельности. При том освоенные метапредметные действия выступают как основа овладения предметными универсальными (общенаучными, межпредметными) знаниями и умениями, как основа овледения ключевыми компетентностями, умением учиться.
     Овладение предметными действиями предопределяет формирование и развитие готовности и способности школьников к решению разнообразных  учебно-познавательных и учебно-практических задач путем как освоения системы основополагающих элементов научного знания, так и приобретения опыта получения нового знания, преобразования и применения знаний, сущностным элементом которого наряду с учебными действиями, специфическими для данного предмета, являются в том числе и универсальные учебные действия.
     Тем самым в новом стандарте происходит определенное смещение акцентов в расстановке приоритетов от вопросов «Чему учить?» к вопросам смыслов образования (Ради чего мы изучаем ту или иную программу) и проблемам технологий обучения (Как учить , чтобы добиваться реализации и достижения Требований Стандарта?)

Система документов, обеспечивающих функционирование Стандарта.

          В соответствии с требованиями Стандарта основными составляющими являются:
- планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;
- учебный план начального общего образования;
- программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования;
- программы отдельных учебных предметов, курсов;
- программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;
- программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;
- программа коррекционной работы.
- система оценки  достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Категория: Мои файлы | Добавил: tmp | Теги: стандарт, доклад
Просмотров: 1522 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Цитаты

Секрет успешного воспитания лежит в уважении к ученику.-Эмерсон Р.

Copyright MyCorp © 2024